[Главная] [Статьи] [Отзывы] [Читательский клуб]

Левая наука

К правому полушарию ученые неврологи относятся/относились снисходительно. Связанные с ним синдромы трудно различимы, а само оно ответственно за распознавание реальности, за вынесение суждений о ней, что связано с фундаментальной способностью всех живых организмов к существованию. Левое же полушарие ответственно за построение абстрактных конструкций, схем, чертежей, оно думает, словно компьютер. Именно поэтому оно считается учеными "эволюционно более продвинутым".

Классическую неврологию схемы всегда интересовали больше, чем реальность, и поэтому, вплотную столкнувшись с синдромами правого полушария, первые исследователи сочли их странными, непонятными, не укладывающимися в привычные рамки [Оливер Сакс, "Человек, который принял жену за шляпу"].

Итак, хотя правое полушарие и является фундаментально важным, оно все же чуждо духу науки/неврологии. А. Р. Лурия писал о "романтической" науке, которая включала бы в себя личностный и духовный аспекты сознания. Именно в правом полушарии заключены основания человеческого "Я".

Как и классическая физика, классическая неврология всегда была механистической, начиная с машинных аналогий Хьюлингса Джексона и кончая компьютерными аналогиями сегодняшнего дня. Мозг, безусловно, является машиной и компьютером (все модели классической неврологии в той или иной мере обоснованны), однако составляющие нашу жизнь и бытие ментальные процессы обладают не только механистической и абстрактной, но и личностной природой и, наряду с классификацией и категоризацией, включают в себя также суждения и чувства. И когда эти последние исчезают, мы становимся похожи на вычислительную машину, как это произошло с профессором П. (человек с глубокой зрительной агнозией вследствие опухоли в зрительных отделах мозга, прим. Ruslim.org). Отказываясь исследовать чувства и суждения и вытравляя из наук о восприятии всякое личностное содержание, мы заражаем сами эти науки всеми расстройствами, от которых страдал П., и искажаем таким образом наше собственное понимание конкретного и реального [Оливер Сакс, "Человек, который принял жену за шляпу"].

"Заражаем" науки своей собственной парадигмой: то есть не науки ведут нас к истине, а мы ведем свои науки к своей истине, которую мы уже приняли внутри себя — и нет места объективному беспристрастному поиску!

Левая какая-то наука выходит…


[Главная] [Статьи] [Отзывы] [Читательский клуб]